- Автор: Redone
- Полезные статьи о госзакупках
Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств 44-ФЗ
Нормами статьи 14 44-ФЗ вводится ряд запретов и ограничений на допуск товаров происходящих из иностранных государств. Такая политика направлена на стимулирование российской экономики и поддержание отечественного производителя. Введение национального режима доставляет немало неудобств, как заказчикам, так и поставщикам. Госучреждениям важно правильно составить документацию перед проведением процедуры, а участникам подтвердить соответствие предлагаемой ими продукции установленным требованиям.
Запреты
В соответствии с нормами статьи 14 44-ФЗ Правительство получает право накладывать запрет на закупку госучреждениями отдельных товаров иностранного происхождения. Для этого оно выпускает соответствующие постановления, которые становятся обязательными к исполнению всеми заказчиками. На сегодняшний день подобные запреты действуют в отношении следующих видов продукции:
- Программное обеспечение.
- Товары для нужд обороны страны и безопасности государства.
- Продукция машиностроения.
- Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности.
- Изделия легкой промышленности.
Эти запреты распространяются на товары, произведенные в любых странах, за исключением России, Армении, Беларуси, Киргизии и Казахстана (ЕАЭС). Информацию о наличии такого запрета заказчик обязан отобразить в закупочной документации. В противном случае он привлекается к административной ответственности.
Программное обеспечение
С 01 января 2016 года постановлением Правительства России №1236 вводятся ограничения на закупку программного обеспечения, разработанного на территории иностранных государств. Эта норма распространяется на исключительные права и права эксплуатации.
На Министерство связи наложена обязанность по ведению единого реестра программного обеспечения российского производства. С ним заказчик должен сверяться перед проведением закупки. Правила его создания и ведения также прописаны в постановлении Правительства за номером 1236.
Когда требуемая программа отсутствует в реестре или ее технические характеристики не совпадают с параметрами, указанными в документе, разрешено назначать тендер на иностранную продукцию. Запрет, установленный Постановлением №1236, не распространяется на закупки, проводимые консульствами, дипломатическими представительствами, а также торговыми представительствами РФ при ведении ими деятельности за рубежом. Запрет не применяется также при закупках, составляющих государственную тайну.
Товары для нужд обороны
Постановлением Правительства №9 от 14.01.2017 (до него - ПП №1224 от 24.12.2013) вводится запрет на закупку товаров иностранного производства, необходимых для нужд безопасности и обороны страны. Исключение составляет лишь та продукция, которая не производится на территории России или государств, входящих в Евразийский экономический союз.
К поставке в рамках госконтракта допускаются не только товары, фактически произведенные в России, но и продукция, отвечающая одному из следующих требований:
- Ее создание или модернизация проводилось в рамках специального инвестиционного контракта.
- Изделие соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства №719 от 17.07.2015г.
- Товары произведены в странах ЕАЭС.
Запрет не распространяется на закупки, проводимые МВД, ФСБ, ФСО, СВР, ФСТЭК, а также Управлением делами Президента России. Полный перечень продукции, которая подпадает под действие постановление, приведен в приложении к нему. В этот перечень входят: обрабатывающие центры, токарные, металлорежущие, шлифовальные заточные и другие виды станков, измерительные и контрольные приспособления.
Продукция машиностроения
Запрет на поставку в рамках государственных контрактов объектов машиностроения вводится постановлением Правительства №656 от 14.07.2014 г. Запрещено осуществлять закупки следующих иностранных товаров:
- Трамвайных вагонов.
- Прицепов.
- Снегоочистителей.
- Различных транспортных средств.
- Автокранов.
- Тракторов.
Полный перечень приведен в приложении к постановлению. Такие запреты не распространяются на закупки, реализуемые дипломатическими и торговыми представительствами, а также консульствами.
Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности
Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается постановлением Правительства №1072 от 05 сентября 2017 года. Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:
- Она произведена на территории России или стран ЕАЭС.
- Товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта.
- Продукция соответствует требованиям постановления Правительства №719 от 17.07.2015г.
Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты. Такое постановление действует до 1 декабря 2019 года.
Изделия легкой промышленности
Постановлением Правительства №108 от 17 февраля 2016 года устанавливается запрет на приобретение государственными учреждениями отдельных изделий легкой промышленности, изготовленных в иностранных государствах. Исключение составляют лишь товары, произведенные в странах ЕАЭС. Дополнительным требованием является использование при выпуске изделий российских полуфабрикатов и материалов.
В перечень товаров, попадающих под запрет входят:
- Ткани.
- Кожаная одежда.
- Спецодежда.
- Обувь.
- Пластмассовые изделия.
- Ковры.
- Верхняя одежда.
- Нижнее белье.
Указанные товары должны быть исключительно российского производства. В постановлении приводится отдельный список продукции, которая может быть произведена на территории стран ЕАЭС. В него включены ткани, текстильные изделия, огнестойкая одежда и некоторые другие изделия.
Ограничения
На отдельные виды товаров законодатель установил ограничения. Это значит, что заявки, содержащие изделия иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией российского производства, соответствующей установленным характеристикам. Это справедливо для следующих видов товаров:
- Радиоэлектроника.
- Медицинские изделия.
- Лекарственные препараты.
- Продукты питания.
При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции. Если победу в тендере одерживает компания, в заявке которого имеются иностранные товары, то итоговая цена контракта будет уменьшена на 15%.
Радиоэлектронная продукция
Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены постановлением Правительства №968 от 29 сентября 2016 года. В список изделий, попавших под действие нормативного акта, включены:
- Фоторезисторы.
- Светодиодные изделия.
- Интегральные электронные схемы.
- Вычислительны машины.
- Электронные книги.
- Запоминающие устройства.
- Радиоэлектронные средства связи.
- Антенны.
- Видеокамеры.
Полный список приведен в приложении к постановлению. Установленные ограничения не применяются в случае проведения закупки на территории иностранного государства для обеспечения собственной деятельности.
Медицинские изделия
При закупке медицинских изделий, включенных в перечень, указанный в постановлении Правительства №102 от 05 февраля 2015 года, устанавливаются ограничения. В этот список попали:
- Медицинская одежда.
- Санитарно-гигиеническое белье.
- Реагенты.
- Салфетки.
- Тампоны.
- Повязки.
- Диагностическое и реанимационное оборудование.
Список товаров огромен, поэтому поставщикам и заказчикам необходимо внимательно с ним ознакомиться перед участием в процедуре. Запрет не распространяется на закупки, проводимые на территории иностранных государств.
Лекарственные препараты
Введение ограничений при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов устанавливается постановлением Правительства №1289 от 13.11.2015 года. Актуальный перечень конкретных медикаментов, попадающих под действие нормативного акта, приведен в распоряжении Правительства №2323-р от 23.10.2017 года.
Если в результате проведения закупки товаров, на которые распространяются ограничения, был заключен контракт с поставщиком, предложившим российскую продукцию, то замена препаратов, предложенных в заявке, иностранными аналогами в процессе исполнения обязательств не допускается. Это установлено пунктом 3 постановления Правительства №1289.
Продукты питания
Ограничения на поставку иностранных продуктов питания установлены постановлением Правительства №832 от 22.08.2016 года. В перечень таких продуктов входят:
- Мороженая и свежая рыба.
- Морепродукты.
- Различные сорта мяса.
- Соль.
- Сливочное масло, сыры, творог, молоко.
- Рис.
- Сахар.
Исключением из данного постановления становятся закупки, осуществляющиеся на территории иностранных государств.
Действия заказчика
Действия заказчика при проведении закупок товаров, попадающих под действие ограничений, будут зависеть от типа приобретаемой продукции:
- Если заказчику необходима какая-либо программа, то перед составлением закупочной документации он должен свериться с реестром ПО. Если такое обеспечение найдено в реестре, то закупать иностранные аналоги запрещено. Информация об этом должна быть обязательно отражена в документации. В случае, если требуемая программа отсутствует в реестре заказчику нужно подготовить обоснование необходимости приобретения именно такого ПО.
- Перед закупкой товаров, предназначенных для обеспечения нужд обороны страны заказчик должен проверить, существует ли производство требуемой продукции на территории России. Получить такую информацию можно в Министерстве промышленности и торговли.
- При проведении закупок отдельных видов товаров машиностроения или мебельной продукции заказчик обязан прописать в документации необходимость приложить во второй части заявок сертификат о происхождении товара. Заявки, в которых этот документ не приложен, должны быть отклонены.
- Если проводится закупка товаров, на которые правительством наложены ограничения, то заказчик обязан отклонять заявки, содержащие изделия иностранного производства, при условии, что поданы не менее двух предложений с российской продукцией. При этом товары, предлагаемые в этих двух заявках не должны быть одного и того же вида.
За невыполнение возложенных обязательств заказчик привлекается к административной ответственности. Если организатор закупки допускает к участию в процедуре заявку, не соответствующую требованиям национального режима, то он будет вынужден выплатить штраф в размере 1% от НМЦК (от 5000 до 30000 рублей) при проведении аукционов и 5% от НМЦК (не более 30000 рублей) при осуществлении запроса котировок.
Действия поставщика
Для участия в закупках товаров, на которые действуют запреты или ограничения, участник должен подтвердить соответствие предлагаемой им продукции требованиям законодательства. Сделать это можно при помощи следующих документов:
- Копия инвестиционного контракта, в рамках которого осуществляется производство изделий.
- Сертификат по форме СТ-1.
- Акт экспертизы, проведенной Торгово-промышленной палатой России.
- При закупке продуктов питания, на которые установлены ограничения. Участнику достаточно задекларировать в заявке страну происхождения. Наименование государства должно соответствовать ОКСМ.
- Если проводится закупка радиоэлектроники, то в отдельных случаях допускается прикладывать к заявке уведомление о стране происхождения товара, полученное от Минпромторга.
Отсутствие указанных документов в заявке является основание для ее отклонения. В случае возникновения спорных ситуаций участник имеет обращаться с жалобой в ФАС.
Комментарии