- Автор: Redone
- Полезные статьи о госзакупках
Способы закупок по 44-ФЗ + таблица и сроки
Способы закупок, применяемых в контрактной системе, определяются статьей 24 Федерального закона №44 от 05.04.2013 года. Они делятся на две группы: конкурентные и неконкурентные.
Неконкурентные закупки
Неконкурентными закупками называются закупки у единственного поставщика. Они могут осуществляться на различных основаниях, определенных статьей 93 Федерального закона №44. Чаще всего на практике встречаются закупки, которые производятся по следующим пунктам:
1. Пункт 1 статьи 93 - закупки у субъектов естественных монополий, могут осуществляться на любую сумму. Однако исполнитель/подрядчик/поставщик должен быть в обязательном порядке внесен в соответствующий реестр, который можно найти на сайте федеральной службы по тарифам: www.fstrf.ru. В противном случае осуществление закупки по данному пункту неправомерно.
Информация о закупке у естественных монополий размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с помощью извещения, данные о заключенном и исполненном контракте вносятся в соответствующий реестр. Пример закупки у единственного поставщика, являющегося субъектом естественной монополии может служить закупка с реестровым номером 0328300005215000001.
2. Пункт 4 статьи 93 - закупки до 100 тысяч рублей. При этом общая сумма таких закупок не должна превышать 500 тысяч рублей в год.
Информация о них не размещается на официальном сайте, не вносится в реестр контрактов. По сути, узнать о таких закупках можно исключительно по желанию заказчика. Исполнителя/подрядчика/поставщика он также выбирает самостоятельно.
Конкурентные закупки
Все конкурентные закупки, осуществляющиеся на основании Федерального Закона №44, можно разделить на две группы: закрытые и открытые.
1. Закрытые закупки осуществляются в соответствии с требованиями статьи 84. Таким способом могут проводиться только аукционы и конкурсы (в том числе с предварительным отбором и двухэтапные). Запросы предложений и котировок не могут быть закрытыми.
Для того, чтобы стать участником закрытого аукциона/конкурса нужно получить приглашение от заказчика. При этом до того момента, как документация будет размещена на официальном сайте, узнать о том что будет проходить закрытый конкурс/аукцион можно только из плана-графика, плана закупок или от самого организатора.
Закрытым способом могут осуществляться не все закупки, их перечень определен частью 2 статьи 84. Пример закрытых торгов - конкурс с реестровым номером 0343100005316000038 или аукцион с реестровым номером 0373100039216000107.
2. Открытые закупки пользуются наибольшей популярностью среди заказчиков и участников. Информация о них размещается на официальном сайте, порядок проведения определяется соответствующими статьями Федерального закона №44. Виды открытых закупок:
- Запрос предложений, регламентируется параграфом 4 главы 3. Информация о нем размещается на официальном сайте. Заявки подаются заказчику в бумажном виде или направляются по электронной почте. Исполнитель/подрядчик/поставщик указывает не только цену, но и условия исполнения контракта. Пример запроса предложений - закупка с реестровым номером 0347300029316000013.
- Запрос котировок регламентируется параграфом 3 главы 3. Осуществляется по тому же принципу, что и запрос предложений. Однако заказчик принимает решение на основании единственного критерия - цены. Победителем будет признан тот, кто предложит меньшую.
- Электронный аукцион осуществляется в соответствии с параграфом 2 главы 3. Состоит из нескольких этапов: подготовка и размещение извещения и документации; подача и прием заявок; оценка первых частей заявок; аукцион; подведение итогов, оценка вторых частей заявок; заключение и исполнение контракта. Все, что связано с электронными аукционами, проходит в безбумажном виде. Определение победителя осуществляется на основании единственного критерия - цена.
- Конкурс. Бывает одноэтапным или двухэтапным, с ограниченным или неограниченным участием. Проводится в соответствии с требованиями параграфа 2 главы 3. Первое отличие аукциона от конкурса - заявки подаются не на площадку, а непосредственно организатору торгов (заказчик/уполномоченный орган) в бумажном виде или по электронной почте. Второе отличие - это порядок оценки заявок. Здесь критерием выступает не только цена, но и другие пункты, установленные заказчиком в документации.
Запросов котировок, аукционов и конкурсов на сайте zakupki.gov.ru представлено очень много, поэтому приводить примеры конкретных реестровых номеров не имеет смысла.
Внимание! В 44-ФЗ внесены масштабные поправки от 01.07.2018, которые обновляют перечень способов закупки и устанавливают новые сроки.
Регламентированные сроки в таблице
Этап процедуры |
Способ осуществления закупки |
|||
Запрос котировок |
Аукцион |
Открытый конкурс |
Запрос предложений |
|
Опубликование извещения о проведении закупки в ЕИС |
При стартовой цене договора не достигающей 250 000 рублей документация размещается за 4 и более суток до даты передачи заявок. Если НМЦК превосходит 250000 рублей, то период продлевается до 7 суток (статья 74 часть 1) |
Если стартовая цена не достигает 3 миллионов рублей, то документация выкладывается на всеобщее обозрение более, чем за неделю до даты момента финиша стадии передачи заявок. При НМЦК превосходящей 3 000 000 рублей период пролонгируется до 15 дней (статья 63 части 2 и 3, 65 часть 1) |
Не менее 20 суток до даты финиша этапа передачи заявок (статья 49 часть 1) |
Пять и больше дней до даты финиша времени передачи заявок (статья 83 часть 3) |
Участник запрашивает разъяснение документации |
Не предусмотрено |
Не позднее, чем за трое суток до даты конца этапа передачи предложений (статья 65 часть 4) |
За пять и больше суток до конца стадии передачи заявок (статья 50 часть 7) |
Не предусмотрено |
Заказчик предоставляет ответ на запрос участника |
Не предусмотрено |
На протяжении двух суток с даты поступления вопроса (статья 65 часть 4) |
В течение двух суток с момента поступления запроса (статья 50 часть 8) |
Не предусмотрено |
Внесение корректировок в документацию о закупке |
За 2 и больше дней до финиширования стадии передачи заявок (статья 74 часть 6) |
За 2 и больше дней до конца этапа передачи заявок (статья 63 часть 6) |
За 5 и больше дней до финиша этапа передачи предложений (статья 49 часть 4) |
Не предусмотрено |
Пролонгация периода передачи предложений |
Когда НМЦК не превосходит 250 000 рублей – больше 4 суток. Если стартовая цена договора больше 250000 рублей – больше 7 дней (статья 74 часть 6) |
При стартовой цене договора не достигающей 3 миллионов рублей срок пролонгируется так, чтобы до финиша передачи заявок осталось больше 7 дней. Если стартовая цена превосходит 3 миллионов рублей – 15 дней (статья 63 часть 6) |
До даты конца передачи предложений должно сохраниться не меньше 10 дней (статья 50 часть 6) |
Не предусмотрено |
Открытие доступа к предложениям участников для заказчика |
В день конца стадии подачи заявок (статья 78 часть 1) |
Первую половину заявки рассматривают в течение 7 дней (статья 67 часть 2). Вторую половину оценивают в течение трех дней после завершения торгов (статья 69 часть 5) |
В день финиширования стадии подачи заявок (статья 52 часть 1). При этом срок рассмотрения и оценки предложений не должен превышать 20 дней (статья 53 часть 1) |
При финишировании процедуры передачи заявок (статья 83 часть 9) |
Опубликование окончательного протокола в ЕИС |
В день его подписания (статья 78 часть 8) |
Не больше суток с даты его визирования (статья 69 часть 8) |
Не позднее одних суток с даты его визирования (статья 52 часть 7) |
На следующий рабочий день после момента завершения передачи окончательных предложений (статья 83 части 15 и 16) |
Итоговый срок оформления договора |
Не менее недели и не более 20 календарных дней (статья 78 часть 13) |
Не меньше десяти и не больше двадцати суток с даты выставления на всеобщее обозрение окончательного протокола (статья 70 часть 9) |
Не меньше 10 и не больше двадцати суток с публикации окончательного протокола (статья 54 часть 2) |
Не меньше недели и не более 20 суток (статья 83 часть 17) |
Комментарии