Способы закупок, применяемых в контрактной системе, определяются статьей 24 Федерального закона №44 от 05.04.2013 года. Они делятся на две группы: конкурентные и неконкурентные.

Неконкурентные закупки

Неконкурентными закупками называются закупки у единственного поставщика. Они могут осуществляться на различных основаниях, определенных статьей 93 Федерального закона №44. Чаще всего на практике встречаются закупки, которые производятся по следующим пунктам:

1. Пункт 1 статьи 93 - закупки у субъектов естественных монополий, могут осуществляться на любую сумму. Однако исполнитель/подрядчик/поставщик должен быть в обязательном порядке внесен в соответствующий реестр, который можно найти на сайте федеральной службы по тарифам: www.fstrf.ru. В противном случае осуществление закупки по данному пункту неправомерно. 

Информация о закупке у естественных монополий размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с помощью извещения, данные о заключенном и исполненном контракте вносятся в соответствующий реестр. Пример закупки у единственного поставщика, являющегося субъектом естественной монополии может служить закупка с реестровым номером 0328300005215000001.

2. Пункт 4 статьи 93 - закупки до 100 тысяч рублей. При этом общая сумма таких закупок не должна превышать 500 тысяч рублей в год.

Информация о них не размещается на официальном сайте, не вносится в реестр контрактов.  По сути, узнать о таких закупках можно исключительно по желанию заказчика. Исполнителя/подрядчика/поставщика он также выбирает самостоятельно.

 

Конкурентные закупки

Все конкурентные закупки, осуществляющиеся на основании Федерального Закона №44, можно разделить на две группы: закрытые и открытые

1. Закрытые закупки осуществляются в соответствии с требованиями статьи 84. Таким способом могут проводиться только аукционы и конкурсы (в том числе с предварительным отбором и двухэтапные). Запросы предложений и котировок не могут быть закрытыми. 

Для того, чтобы стать участником закрытого аукциона/конкурса нужно получить приглашение от заказчика. При этом до того момента, как документация будет размещена на официальном сайте, узнать о том что будет проходить закрытый конкурс/аукцион можно только из плана-графика, плана закупок или от самого организатора. 

Закрытым способом могут осуществляться не все закупки, их перечень определен частью 2 статьи 84. Пример закрытых торгов - конкурс с реестровым номером 0343100005316000038 или аукцион с реестровым номером 0373100039216000107.

2. Открытые закупки пользуются наибольшей популярностью среди заказчиков и участников. Информация о них размещается на официальном сайте, порядок проведения определяется соответствующими статьями Федерального закона №44. Виды открытых закупок:

  • Запрос предложений, регламентируется параграфом 4 главы 3. Информация о нем размещается на официальном сайте. Заявки подаются заказчику в бумажном виде или направляются по электронной почте. Исполнитель/подрядчик/поставщик указывает не только цену, но и условия исполнения контракта. Пример запроса предложений - закупка с реестровым номером 0347300029316000013.
  • Запрос котировок регламентируется параграфом 3 главы 3. Осуществляется по тому же принципу, что и запрос предложений. Однако заказчик принимает решение на основании единственного критерия - цены. Победителем будет признан тот, кто предложит меньшую. 
  • Электронный аукцион осуществляется в соответствии с параграфом 2 главы 3. Состоит из нескольких этапов: подготовка и размещение извещения и документации; подача и прием заявок; оценка первых частей заявок; аукцион; подведение итогов, оценка вторых частей заявок; заключение и исполнение контракта. Все, что связано с электронными аукционами, проходит в безбумажном виде. Определение победителя осуществляется на основании единственного критерия - цена. 
  • Конкурс. Бывает одноэтапным или двухэтапным, с ограниченным или неограниченным участием. Проводится в соответствии с требованиями параграфа 2 главы 3. Первое отличие аукциона от конкурса - заявки подаются не на площадку, а непосредственно организатору торгов (заказчик/уполномоченный орган) в бумажном виде или по электронной почте. Второе отличие - это порядок оценки заявок. Здесь критерием выступает не только цена, но и другие пункты, установленные заказчиком в документации.

 

Запросов котировок, аукционов и конкурсов на сайте zakupki.gov.ru представлено очень много, поэтому приводить примеры конкретных реестровых номеров не имеет смысла.

 

Внимание! В 44-ФЗ внесены масштабные поправки от 01.07.2018, которые обновляют перечень способов закупки и устанавливают новые сроки.

 

Регламентированные сроки в таблице

 

Этап процедуры

Способ осуществления закупки

Запрос котировок

Аукцион

Открытый конкурс

Запрос предложений

Опубликование извещения о проведении закупки в ЕИС

При стартовой цене договора не достигающей 250 000 рублей документация размещается за 4 и более суток до даты передачи заявок. Если НМЦК превосходит 250000 рублей, то период продлевается до 7 суток (статья 74 часть 1)

Если стартовая цена не достигает 3 миллионов рублей, то документация выкладывается на всеобщее обозрение более, чем за неделю до даты момента финиша стадии передачи заявок. При НМЦК превосходящей 3 000 000 рублей период пролонгируется до 15 дней (статья 63 части 2 и 3, 65 часть 1)

Не менее 20 суток до даты финиша этапа передачи заявок (статья 49 часть 1)

Пять и больше дней до даты финиша времени передачи заявок (статья 83 часть 3)

Участник запрашивает разъяснение документации

Не предусмотрено

Не позднее, чем за трое суток до даты конца этапа передачи предложений (статья 65 часть 4)

За пять и больше суток до конца стадии передачи заявок (статья 50 часть 7)

Не предусмотрено

Заказчик предоставляет ответ на запрос участника

Не предусмотрено

На протяжении двух суток с даты поступления вопроса (статья 65 часть 4)

В течение двух суток с момента поступления запроса (статья 50 часть 8)

Не предусмотрено

Внесение корректировок в документацию о закупке

За 2 и больше дней до финиширования стадии передачи заявок (статья 74 часть 6)

За 2 и больше дней до конца этапа передачи заявок (статья 63 часть 6)

За 5 и больше дней до финиша этапа передачи предложений (статья 49 часть 4)

Не предусмотрено

Пролонгация периода передачи предложений

Когда НМЦК не превосходит 250 000 рублей – больше 4 суток. Если стартовая цена договора больше 250000 рублей – больше 7 дней (статья 74 часть 6)

При стартовой цене договора не достигающей 3 миллионов рублей срок пролонгируется так, чтобы до финиша передачи заявок осталось больше 7 дней. Если стартовая цена превосходит 3 миллионов рублей – 15 дней (статья 63 часть 6)

До даты конца передачи предложений должно сохраниться не меньше 10 дней (статья 50 часть 6)

Не предусмотрено

Открытие доступа к предложениям участников для заказчика

В день конца стадии подачи заявок (статья 78 часть 1)

Первую половину заявки рассматривают в течение 7 дней (статья 67 часть 2). Вторую половину оценивают в течение трех дней после завершения торгов (статья 69 часть 5)

В день финиширования стадии подачи заявок (статья 52 часть 1). При этом срок рассмотрения и оценки предложений не должен превышать 20 дней (статья 53 часть 1)

При финишировании процедуры передачи заявок (статья 83 часть 9)

Опубликование окончательного протокола в ЕИС

В день его подписания (статья 78 часть 8)

Не больше суток с даты его визирования (статья 69 часть 8)

Не позднее одних суток с даты его визирования (статья 52 часть 7)

На следующий рабочий день после момента завершения передачи окончательных предложений (статья 83 части 15 и 16)

Итоговый срок оформления договора

Не менее недели и не более 20 календарных дней (статья 78 часть 13)

Не меньше десяти и не больше двадцати суток с даты выставления на всеобщее обозрение окончательного протокола (статья 70 часть 9)

Не меньше 10 и не больше двадцати суток с публикации окончательного протокола (статья 54 часть 2)

Не меньше недели и не более 20 суток (статья 83 часть 17)

3.088785046729 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.09 (107 Голосов)

Комментарии  

+17 #1 Антон 13.11.2017 11:38
пункт 4 статьи 93: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей
-3 #2 Андрей 08.08.2018 07:10
Организация культуры закупки до 400 тысяч уголь сроки.

У вас недостаточно прав для комментирования в этом разделе.

Вверх