В начале 2018 года в 44-ФЗ было внесено множество изменений. Одним из них стало обязательное проведение всех закупок в электронном виде. В текущем году еще разрешено осуществлять документооборот на бумажных носителях. С начала 2019 года это будет запрещено. Организовывать закупки и участвовать в них смогут только те организации, которые имеют электронную подпись.

Что представляет собой электронная подпись

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) представляет собой ключевую информацию, записанную на флеш-накопитель. Она хранится в виде файла с данными о полномочиях владельца, который называется сертификатом. Основным предназначением ЭЦП становится точная идентификация лица, подписывающего электронный документ. Формированием и выдачей цифровых подписей занимаются Удостоверяющие центры, имеющие лицензию ФСБ. Как правило сертификаты записываются на специальные носители, защищённые от несанкционированного доступа (eToken/Рутокен).

Для работы ЭЦП достаточно физически подсоединить носитель к компьютеру и настроить программное обеспечение. В случае свободного доступа к рабочему месту совершить юридически значимые действия с использованием подписи сможет любой сотрудник компании. Поэтому владельцу сертификата рекомендуется не сохранять пин-код и держать токен при себе.

 

В соответствии с 63-ФЗ "Об электронной подписи " от 06.04.2011 правильное определение не "электронная цифровая подпись", а "электронная подпись"

 

Сертификат ключа содержит в себе следующие сведения:

  1. Ф.И.О. владельца, наименование и реквизиты организации, которую он представляет, а также другие данные, позволяющие проводить идентификацию;
  2. Номер сертификата, который является уникальным;
  3. Дата получения ЭЦП и срок ее действия;
  4. Реквизиты Удостоверяющего цента, который сформировал ЭЦП;
  5. Уникальный ключ, позволяющий проверять подлинность ЭЦП.

 

Формирование и применение ЭЦП регламентируется 63-ФЗ от 06 апреля 2011 года. Проверить подлинность электронной подписи в любой момент можно на сайте Госуслуг. 

 

Разновидности ЭЦП

На данный момент существует три основных вида электронной цифровой подписи:

  1. Простая. Документ, подписанный такой ЭЦП, может быть в дальнейшем изменен. Поэтому он приравнивается к бумажному только в том случае, если обе стороны с этим согласны. Такая подпись подходит для документооборота между физическими лицами, а также для авторизации на различных интернет-сайтах;
  2. Усиленная неквалифицированная. Формируется при помощи методики криптографического преобразования данных. Позволяет выявить факт внесения изменений в документ после его подписания. Применяется для документооборота. С ее помощью нельзя подписывать документы, предназначенные для передачи в контролирующие органы, например, ПФР, ФНС и так далее. Не может применяться для участия в торгах по 44-ФЗ с 1 июля 2018 г.
  3. Усиленная квалифицированная. Создается при помощи специализированных программ криптошифрования, что гарантирует неизменность и сохранность всей информации. Такая ЭЦП позволяет подписывать любые документы.

Изготовление и выдача подписей как правило произовдятся на возмездной основе. Стоимость определяется набором сервисов, в которых она может быть применена, используемым носителем и др. К примеру выпуск сертификата для юридических лиц, подходящего для использования на всех федеральных торговых площадках будет стоить в районе 5000 рублей (без учета носителя).

 

ЭЦП для торгов

С 1 июля 2018 года в силу вступают поправки в законодательство согласно которым документооборот при проведении госзакупок может проводиться только с применением усиленной квалифицированной подписи. Заказчики смогут приобретать товары и услуги только после проведения процедуры в электронной форме. Для этого придется пройти регистрацию в ЕИС, а сделать это без усиленной квалифицированной подписи будет невозможно.

ЭЦП, пригодная для участия в торгах, должна быть выдана Удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи Российской Федерации. Чтобы обезопасить себя от неправомерных действий третьих лиц лучше лично отправиться в офис выбранного центра, предоставить необходимые документы, и получить токен.

В 223-ФЗ нет прямого указания на то, какой именно вид электронной подписи должен использоваться участниками закупки, однако при этом большинство действующих электронных площадок предъявляют требование о наличии именно усиленной квалифицированной подписи. 

 

Особенности получения ЭЦП заказчиком

Заказчику для получения ЭЦП необходимо обратиться в Управление Федерального Казначейства по своему региону. Подписи, выданные другими организациями, не позволят зарегистрироваться и совершать какие-либо действия в ЕИС. Подпись оформляется на лицо, уполномоченное проводить закупки.

Точные правила получения ЭЦП необходимо уточнять в УФК своего региона, так как они могут отличаться. Чаще всего понадобится собрать пакет из следующих документов:

  1. Заявление на выпуск сертификата;
  2. Копию паспорта сотрудника;
  3. Согласие на обработку персональных данных;
  4. СНИЛС;
  5. Приказ о назначении на должность или доверенность на представление интересов руководителя;
  6. Реквизиты организации.

 

Если ЭЦП будет получать не сам сотрудник, на которого она выпускается, то понадобится доверенность на получения подписи. Все документы визируются руководителем организации.  

 

Документы для получения поставщику

Поставщику для получения ЭЦП необходимо обратиться в Удостоверяющий центр (например - Контур). Выбирать нужно только ту организацию, которая прошла аккредитацию в Минкомсвязи. Для участия в торгах по 223-ФЗ может понадобиться подпись, выданная центром, который имеет разрешение от специализированных организаций. Такая ЭЦП будет стоить дороже.

 

Для получения подписи юридическому лицу понадобится минимальный комплект документов:

  1. Свидетельство ОГРН;
  2. Выписка ЕГРЮЛ выданная не ранее, чем за 6 месяцев до даты подачи документов;
  3. ИНН организации;
  4. Документ, подтверждающий полномочия руководителя;
  5. Паспорт владельца сертификата и его СНИЛС;
  6. При необходимости доверенности на представление интересов и получение ЭЦП.

 

Индивидуальному прдпринимателю:

  1. Паспорт;
  2. ИНН;
  3. Выписка из ЕГРИП;
  4. СНИЛС;
  5. Свиделельство ОГРНИП;
  6. При необходимости доверенность на представителя в удостоверяющий центр.

 

В редких случаях Удостоверяющий центр может запросить у поставщика и иные документы. Об изготовлении ЭЦП лучше позаботиться заранее, так как некоторые центры берут за срочное оформление подписи дополнительную комиссию.

Получение усиленной квалифицированной подписи – процедура обязательная как для поставщиков, так и для заказчиков. С 2019 года участие в любых торгах без нее станет невозможным.

4.1666666666667 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.17 (3 Голосов)

Добавить комментарий


Вверх